Доклад Камчатского УФАС России
08 сентября 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад Камчатского УФАС России об осуществлении контроля в сфере госзаказа за январь-сентябрь 2019 года.

1 ЧАСТЬ

 

За  период с июля 2019 года в Камчатское УФАС России поступило 29 жалоб участников закупок на действия заказчиков, уполномоченных органов, конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, специализированной организации, из них обоснованные - 7 жалоб, частично обоснованные - 6, не основанные - 16.

Выдано 6 придписаний.

 

В указанном периоде рассмотрено 13 обращений от подписния контракта - 13, их них принято решение о включении в РНП - 3; об одностороннем отказе от исполнения контракта - 31, из них принято решение о включении в РНП - 13.

 

Проведено 27 внеплановых проверок по соблюдению требований  заказчика Закона о контрактной системе при осуществлении закупок - 27, из них установлены нарушения - 8, выданы 7 предписаний.

Управлением в сфере нарушения законодательства о контрактной системе рассмотрено 14 дел об административных правонарушениях, вынесено 14 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов на общую сумму 151 646 рублей.

Нарушения законодательства о контрактной системе, выявляемые Камчатским УФАС России:

 

I. Рассмотрение жалоб «профессиональных жалобщиков» - выявление иных нарушений.

Решение по делу (возможность изменения сроков исполнения контракта)

На основании ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией".

В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с п. 7.1 Раздела 7 «Обстоятельства непреодолимой силы» проекта контракта стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по настоящему Контракту, в случае если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно наводнения, пожара, землетрясения, диверсии, военных действий, блокад, изменения законодательства, препятствующих надлежащему исполнению обязательств по настоящему Контракту, а также других чрезвычайных обстоятельств, которые возникли после заключения настоящего Контракта и непосредственно повлияли на исполнение Сторонами своих обязательств, а также которые стороны были не в состоянии предвидеть и предотвратить.

На основании п. 7.2 Раздела 7 «Обстоятельства непреодолимой силы» проекта контракта при наступлении таких обстоятельств срок исполнения обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени действия данных обстоятельств, постольку, поскольку эти обстоятельства значительно влияют на исполнение настоящего Контракта в срок.

Как было указано выше, положениями ст. 95 Закона о контрактной системе не предусмотрено изменение существенных условий (изменения срока исполнения обязательств по контракту) контракта в связи с возникновением обстоятельств, предусмотренных п. 7.1, 7.2 проекта контракта.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении положений об изменении существенных условий контракта на условиях, не предусмотренных Законом о контрактной системе.

 

Решение по делу (установление порядка оплаты с нарушением требований законодательства)

 

Согласно ч. 13.1 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Заказчиком в п. 3.2 проекта контракта указано следующее:

«Оплата производится Заказчиком в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика по факту выполнения Исполнителем услуг работ в течение 30-ти рабочих дней после представления Исполнителем документов, подтверждающих оказание услуг (акты сдачи-приемки услуг, справки ритмичности по фактически выполненным рейсам и суммам полученных доходов, счета, счета-фактуры) за соответствующий период».

Комиссия Камчатского УФАС России установила, что п. 3.2 проекта контракта заказчиком определено условие о том, что оплата производится в течение 30-ти рабочих дней, в нарушение законодательства о контрактной системе, которое предусматривает оплату в течение не более тридцати календарных дней.

Таким образом, Комиссия Камчатского УФАС России пришла к выводу, что при установлении срока оплаты выполненных работ Заказчиком не были соблюдены требования Закона о контрактной системе. В действиях заказчика выявлено нарушение ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признан обоснованным.

 

Решение по делу (неустановленные требований к участникам торгов)

Заявитель указывает, что заказчик в аукционной документации не установил обязательное требование к участникам закупки, а именно требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. В пункте 14 аукционной документации указаны только требования, предусмотренные пунктами 1-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

5.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

8) участник закупки не является офшорной компанией;

9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

На заседании комиссии было выявлено, что заказчик не установил в аукционной документации требование к участникам закупки по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом заказчиком допущено нарушение пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

II. Иные нарушения.

Решение по делу (отсутствует перечень работ, которые участник обязан выполнить самостоятельно)

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам» (далее – Постановление № 570) установлены

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами, установленными Постановлением №1042.

Пунктом 11.1.5 проекта контракта Заказчиком предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, которые Застройщик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в документации об электронном аукционе отсутствует перечень видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные действия заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункт 2 Постановления № 570.

 

С 1 марта малые закупки перешли в «Березку»

Правительство изменило правила обязательной закупки через агрегатор торговли «Березка», госзаказчикам придется чаще его использовать. Теперь федеральным заказчикам нужно проводить через агрегатор малые закупки и закупки по решению врачебной комиссии. При этом важно помнить, что региональные и муниципальные заказчики обязаны использовать «Березку», если это предписано соответствующим актом.

Источник: распоряжение Правительства от 27.10.2018 № 2326-р

Информационное письмо Минфина от 18.01.2019г. №24-01-07/2281

Важная новость: Регулятор контрактной системы рассказал, как предоставлять преимущество в рамках приказа № 126н. Ведомство пояснило, в каких процедурах заказчик обязан это делать.

Минфин выпустил письмо, в котором пояснил, как правильно применять правила приказа № 126н к товарам, на которые действует запрет. Как сообщили специалисты ведомства: заказчик обязан предоставить преимущество участникам в бумажных и электронных процедурах. Это же справедливо для закрытых процедур. Такой вывод содержится в части 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ. Заказчик не применяет правила допуска иностранных товаров, на которые Правительство установило запрет (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

В письме также есть напоминание, что включать в один лот товары из приложения к приказу № 126н и не включенные в него нельзя (п. 3 приказа Минэкономразвития от 04.06.2018 № 126н).

Принято 4 Федеральных закона, 2 Постановления Правительства.

Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 N 294 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99"

Требования к опыту участников изменили (ПП№99)

Опыт – контракты, которые участник уже исполнил. Работы по таким контрактам должны быть аналогичны текущему объекту закупки. Дополнительные требования заказчик устанавливает, когда нижний порог цены равен 10 млн руб. — он остался прежним. Теперь в закупке с НМЦК более 10 млн руб. участник должен иметь опыт исполнения контракта с ценой 50 процентов и более от текущей НМЦК. Для закупок с НМЦК более 100 млн руб. — не менее 40 процентов. Для закупок с ценой 500 млн руб. — не менее 30 процентов, а для закупок с 1 млрд руб. — контракт с ценой не менее 20 процентов от НМЦК.

Уточнили наименование объектов закупки. Теперь вместо наименования «закупка в стройке» по ОКПД 2 41.2.42.43 применяют — «работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, кроме линейного объекта». Без доптребований можно было обойтись в закупке по коду 43.13.

Требовать опыт будут и в случае сноса объектов (позиция 5 приложения № 2 к постановлению № 99). В этом случае закупка должна быть с НМЦК от 100 млн руб. Цена не зависит от того, кто проводит закупку — государственный или муниципальный заказчик. Изменения стали обязательными со 2 апреля 2019 года.

Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 №293 "О внесении изменений в Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Определены особенности проведения оценки заявок и предложений при госзакупках работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту отдельных объектов

Предусмотрено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается госконтракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автодорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

При этом устанавливается один или несколько показателей такого критерия, а именно: общая стоимость исполненных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, общее количество таких исполненных контрактов, наибольшая цена одного из исполненных контрактов.

Кроме того, уточнены предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки данных видов работ.

 

Федеральный закон от 01.04.2019 N 50-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Расширены контролирующие полномочия Правительства РФ в сфере закупок

В частности,:

Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок;

на Правительство РФ возлагаются полномочия по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок;

органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями;

контролерам нельзя проводить для заказчиков централизованные закупки. Запрет не действует в случаях, которые перечислены в части 2 и 5 статьи 26 Закона № 44-ФЗ. Но даже в этих случаях одно должностное лицо не вправе совмещать полномочия по контролю и обязанности проводить централизованные закупки;

осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц теперь не вправе подавать жалобы в порядке ст.105 Закона о контрактной системе.

Основанием для внеплановой проверки стал самостоятельный поиск нарушений контролерами и информация в СМИ.

Кроме того, недобросовестному участнику запретили обжаловать закупки, если он уже находится в РНП. Жалобу такого участника не примут к рассмотрению контрольным органом, движений по ней также не будет; жалобу вернут без рассмотрения.

Участника лишили возможности обжаловать закупку, только если заказчик установит в документации требование об отсутствии участника в РНП. Такое условие есть в Законе № 50. Правила касаются не только юридических лиц, которые есть в реестре, но и тех компаний, чьи учредители или руководители попали в этот список. Поправки должны начать работать с 1 июля 2019 года.

Закон должен повысить эффективность расходования бюджета и оптимизировать работу контрольных органов. Для достижения этих целей нормы Закона № 50 распространяются на юрлиц, которые не относятся к государственным и муниципальным учреждениям или унитарным предприятиям. Такое распространение случается, если этим юрлицам предоставлены бюджетные инвестиции для реализации проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Главная новость: Правительство утвердит единый порядок контроля и оценки эффективности контролеров. Органы муниципального контроля могут передавать свои полномочия региональным контролерам. Чтобы этот порядок реализовать, муниципалитет и регион должны заключить соглашение.

 

Федеральный закон от 01.05.2019 N 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 56 и 56.1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Установлены дополнительные требования к госзакупкам услуг по организации отдыха детей

Закон вводит ограничения для организаций, которые могут принимать участие в конкурсе на предоставление таких услуг.

Устанавливается обязанность заказчиков осуществлять закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению путем проведения конкурса с ограниченным участием и конкурса с ограниченным участием в электронной форме.

Вступил в силу 1 мая 2019г.

 

Федеральный закон от 01.05.2019 N 70-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

Принят закон об упрощении закупок организациями культуры, науки и образования

Закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, регламентирующим их проведение отдельными видами юридических лиц, могут осуществляться, в том числе, за счет средств, полученных в качестве дара и по завещанию. С учетом данного нововведения до 1 октября 2019 года бюджетные учреждения, ГУП и МУП вправе внести изменения в положение о закупке и план закупки на 2019 год.

За счет указанных средств могут осуществляться также закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Настоящим Федеральным законом для организаций культуры, науки и образования увеличена максимальная сумма закупки у единственного поставщика с четырехсот до шестисот тысяч рублей. Изменен также годовой объем таких закупок - теперь он не должен превышать 5 млн рублей или не должен превышать 50 процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 миллионов рублей.

К учреждениям культуры, осуществляющим закупки у единственного поставщика с учетом данных правил, отнесены: дом (центр) народного творчества и дом (центр) ремесел.

Расширен перечень случаев, когда не требуется обоснование для заключения контракта с единственным поставщиком (это в том числе поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов, закупка произведений литературы и искусства определенных авторов и исполнителей).

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня опубликования (с 31 июля 2019).

 

Основной – Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

Подписан Федеральный закон, направленный на комплексное совершенствование законодательства в сфере госзакупок

Федеральным законом, в частности:

С 12 мая:

1. рассмотрение сведений о включении в РНП – в течение 5 рабочих дней (а не 10 как было ранее);

2. срок на подачу жалобы участниками закупок сокращен до 5 дней (было – 10);

3. предоставление документов заказчиками в орган контроля при рассмотрении жалобы (на заседание) не требуется, если эти документы размещены в ЕИС.

4. исключается необходимость размещения отчета об исполнении контракта (утратили силу пп.9-12 ст.94 ЗоКС)

 

С 01 июля:

  1. обязательное размещение ПСД в полном объеме при строительстве, реконструкции, капремонте
  2. вводится запрет на выплату аванса при заключении договора с участником закупки, предложившим цену контракта, которая ниже начальной (максимальной) на 25% и более;
  3. размер аванса требуется указывать в извещении (некоторые заказчики с нами спорили, что это право, а не обязанность заказчика);
  4. решен вопрос со штрафными санкциями: установлено, что штрафы начисляются в порядке 44-ФЗ, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок начисления санкций
  5. если у банка-гаранта отозвана лицензия, поставщик обязан заменить обеспечение по требованию заказчика в течение 1 месяца (ч.30 ст.34 ЗоКС): теперь это обязательно указывается в контракте.
  6. до 300 млн. рублей увеличивается значение начальной (максимальной) цены контракта, при которой допускается проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства - до 2 млрд. рублей);
  7. в отношении закупок с дополнительными требованиями к участникам вводится требование о наличии документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;
  8. на стройку (строительство, реконструкция, капремонт, снос объекта капитального строительства) – в первой части достаточно согласия;
  9. аукцион по стройке будет проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
  10. срок рассмотрения первых частей заявок – 3 рабочих дня (вместо 7), а при коротком аукционе (а это до 300 млн) – 1 рабочий день.
  11. закупка у едпоставщика по п.4 допускается в сумме до 300 тыс.руб. (а не 100, как сейчас). При этом общее ограничение (2 млн.) сохраняется;
  12. по врачебной комиссии можно закупать до 1 млн. (сейчас – 200 тыс.руб.);
  13. извещение при осуществлении закупки у едпоставщика отменено; ч.3 ст.93: «Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется», предл.1,2,3 в ч.2 ст.93 (касаемо извещения об осуществлении закупок) отменены. – вст в силу 31.07.2019;
  14. Отменена внешняя экспертиза (исключен ч.4 ст.94 ЗоКС) – вст. В силу 31.07.2019;
  15. вводится возможность изменения существенных условий контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при возникновении непредвиденных обстоятельств - допускается увеличение цены не более чем на 10% и однократное продление срока выполнения контракта без увеличения его цены при условии уплаты подрядчиком соответствующей неустойки (в случае вины подрядчика);
  16. возможность изменения на 10% не только объема, но и видов работ; в стройке (если контракт более года) – возможно изменение на 30%;

разрешили изменения в контракт у едпоставщика по пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93

  1. заказчикам предоставляется право заключения контракта с участником закупки, которому присвоен 2-й номер по итогам проведения конкурентной закупки (при его согласии), в случае расторжения контракта по соглашению сторон и при наличии решения суда. Если расторжение произведено в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, то заключение контракта со 2-м номером возможно только после включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. Обеспечение контракта для закупок у СМП рассчитывается от предложенной цены контракта, а не от НМЦК;

 

С 01 октября:

  1. устанавливается, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения только планов-графиков (в настоящее время - планов-графиков и планов закупок), то есть отменяется двухэтапное планирование.
  2. с 10 дней до 1 дня сокращается обязательный интервал между внесением изменений в план-график и размещением извещения о закупке (направлением приглашения принять участие в определении поставщика, заключением контракта с единственным поставщиком).

 

С 9 марта появился еще один типовой госконтракт

В ЕИС скоро появится типовой контракт на спецоценку условий труда и обучение по охране труда. Документ утвердил Минтруд. Теперь заказчик, чтобы закупить услуги по коду ОКПД2 85.42.19, должен использовать типовой контракт на обучение работодателей и сотрудников вопросам охраны труда. Не имеет значения размер НМЦК.

В приказе нет информационной карты для типового контракта на спецоценку условий труда. При этом она перечислена в списке приложений. Цена контракта не будет иметь значения. Главное, чтобы услуга относилась к коду 71.20.19.130. Этот код Минтруд указал в последней версии проекта приказа.

Источник: приказ Минтруда от 24.12.2018 № 834н

Поправки к определению НМЦК лекарств

Минздрав подготовил поправки к порядку использования референтных цен в определении НМЦК в закупке лекарств. Правила начнут использовать после того, как референтные цены появятся в ЕИС. Референтная цена на лекарства — это цена, которая автоматически рассчитывается ЕГИС в сфере здравоохранения. После этого она передается в ЕИС. Изначально метод планировали ввести с 1 июля 2018 года. Позже срок перенесли на 1 января 2019 года, при этом цен в ЕИС не было. Точный срок начала использования референтных цен Минздрав не определил. Вероятно, использовать референтные цены начнут до конца 2019 года, а в ЕИС они будут появляться частями.

Источник: ID проекта 01/02/03–19/00089586 на regulation.gov.ru

 

Часть 2

Внедрение антимонопольного комплаенса

Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы. Мероприятия Национального плана направлены на достижение трех ключевых показателей, один из них - снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления до 2020 года не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

Указ Президента №618 содержит прямое указание руководителям регионов активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах и в срок до 1 марта 2019 года необходимо было принять меры, направленные на создание и организацию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органа исполнительной власти субъекта, чем и является антимонопольный комплаенс.

Под антимонопольным комплаенсом понимают совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Это элемент системы управления рисками, разработанный в целях предотвращения наступления рисков нарушения антимонопольного законодательства.

К примеру, правовые акты, принимаемые региональными органами власти и муниципалитетами, уже на стадии разработки будут проходить оценку на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства. Данную работу проводят соответствующие уполномоченные лица органа. Таким образом, предварительный анализ акта позволит своевременно выявить нарушение и предотвратить его на стадии разработки без выдачи предупреждений, предписаний антимонопольным органом.

В первую очередь, данный механизм направлен на обеспечение соответствия деятельности органа власти требованиям антимонопольного законодательства. Во-вторых, это профилактика нарушений органов власти, и, как следствие, сокращение их количества. В-третьих, реализация антимонопольного комплаенса способствует повышению уровня правовой культуры в органах власти.

Цели антимонопольного комплаенса:

    • обеспечение соответствия деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
    • профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти.

Задачи антимонопольного комплаенса:

    • выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
    • управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
    • контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;
    • оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

Принципы антимонопольного комплаенса:

    • заинтересованность руководства федерального органа исполнительной власти в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
    • регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
    • обеспечение информационной открытости функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса;
    • непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти;
    • совершенствование антимонопольного комплаенса.

Правовой акт о комплаенсе должен содержать:

  • сведения об уполномоченном подразделении (должностном лице), ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
  • порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении федеральным органом исполнительной власти своей деятельности;
  • порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
  • меры, направленные на осуществление федеральным органом исполнительной власти контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
  • ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в федеральном органе исполнительной власти.

Акт об антимонопольном комплаенсе должен быть размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

Алгоритм внедрения антимонопольного комплаенса

1.Издание акта об антимонопольном комплаенсе;

2.Создание уполномоченного подразделения (должностного лица);

3.Оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства;

4.Разработка «дорожных карт»;

5.Обучение сотрудников;

6.Оценка эффективности антимонопольного комплаенса.

Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства:

Проводиться регулярно. Не реже 1 раза в год.

а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности федерального органа исполнительной власти за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

б) анализ нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

в) анализ проектов нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти;

г) мониторинг и анализ практики применения федеральным органом исполнительной власти антимонопольного законодательства;

д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

На основе анализа, проведенного органом власти нарушения антимонопольного законодательства, составляются карты рисков.

Матрица рисков

Уровень риска

Последствия

Высокий

Выдача предупреждения и (или) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация)

Существенный

Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Незначительный

Возможность выдачи предупреждения

Низкий

Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности органа власти по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют

 

На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.

Коллегиальный орган антимонопольного органа по результатам обобщения практики применения антимонопольного законодательства вправе давать разъяснения о типовых нарушениях антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти.

Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

 

Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства

«Дорожная карта» снижения рисков

Разрабатываться (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением (должностным лицом).

  • наименование мероприятий
  • описание действий, направленных на исполнение мероприятий
  • должностное лицо (структурное подразделение) органа власти, ответственное за исполнение мероприятия
  • срок исполнения мероприятия
  • показатели выполнения мероприятий

Уполномоченное подразделение (должностное лицо) должно осуществлять мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства должна включаться в доклад об антимонопольном комплаенсе.

Доклад об антимонопольном комплаенсе

Должен содержать:

  • информацию о проведении выявления и оценки рисков;
  • информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков;
  • информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
  • информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации комплаенса.

Утверждается коллегиальным органом.

 

Часть 3

Практика Камчатского УФАС России

По выявлению нарушений со стороны органов власти за период 2019 года выдано 19 Предупреждений, 6 исполнено, 3 находится в суде, 3 возбуждено дела остальные в стадии исполнения.

Статья 15

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет для запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Часть 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции содержит перечень из десяти различных действий, которые недопустимо совершать субъектам, обладающим властными полномочиями, и которые, в частности, включают установление запретов или ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности, установление ограничений в отношении свободного перемещения товаров, дачу указаний о приобретении определенных товаров и др. Сам перечень является открытым и допускает привлечение субъектов, наделенных властными полномочиями, к ответственности за акты/действия, ограничивающие конкуренцию, не поименованные в рассматриваемой статье.

Антиконкурентными действиями органов власти были затронуты такие отрасли и сферы деятельности, как водоснабжение и водоотведение, управление МКД, похоронное дело и оказание ритуальных услуг, перевозка пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на автобусных маршрутах регулярных перевозок.

Статья 15: Николаевского сельское поселение, Управление жилищным фондом Администрации ПКГО

Статья 16: Администрация Усть-Большерецкого сельского поселения и ИП «ДармиловА.В.» (заключение договоров по разбору домов без конкурса);

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступила информация из Усть-Большерецкого межрайонного следственного отдела по Камчатскому краю о нарушении администрацией Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) при заключении договоров на выполнение работ по разборке жилого дома № 1 по ул. Калининской, с. Усть-Большерецк с ИП «Дармилов А.В.».

В результате заключения вышеуказанных договоров между администрацией Усть-Большерецкого муниципального района и ИП «Дармилов А.В.» как с единственным подрядчиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Между администрацией Усть-Большерецкого сельского поселения и ИП «Дармилов А.В.» без проведения торгов заключены два договора от 27.04.2018 на разбор жилого дома по улице Калининской, 1 на общую сумму 196 680,94 рубля.

Локальными сметными расчетами, составленными в рамках договора были определены работы, осуществляемых по договору: работы по реконструкции зданий и сооружений (усиление и замена существующих конструкций, разборка и возведение капитальных конструктивных элементов.

Указанные работы по данным договорам ИП «Дармилов А.А.» были выполнены, оплачены в полном объеме согласно платежным поручениям №736139 от 25.05.2018 и № 723808 от 23.05.2018.

Таким образом, ИП «Дармилов А.А.», выполнив работы по указанным договорам, был осведомлен об объеме работ, которые необходимо было выполнить для завершения сноса здания.

Содержание указанных договоров показывает, что они направлены на достижение единой хозяйственной цели – разбор жилого дома.

Заказчиком работ по данным договорам является одно и то же лицо - администрация Усть-Большерецкого сельского поселения, а исполнителем – ИП «Дармилов А.В.».

  • наличие достижения единой цели заключения указанных договоров указывает их предмет, характеризуемый однородностью – выполнение работ по разбору жилого дома, последовательность заключения договоров, а также сроки из заключения.

Таким образом, изложенное указывает на то, что, фактически, заключенные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами с целью обхода установленной законом необходимости проведения торгов.

При этом, отсутствие в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, а также ограничений в части одноименности и периодичности заключения контрактов до 100 тыс. рублей, само по себе не является основанием для освобождения заказчика от проведения необходимых конкурсных процедур.

Следовательно, администрация Усть-Большерецкого сельского поселения не обеспечила эффективность расходования бюджетных средств, проявила субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечила равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что существенным образом влияет на конкуренцию.

ИП «Дармилов А.В.», в свою очередь, заключил вышеперечисленные договоры без участия в конкурентных процедурах. Иные хозяйствующие субъекты, желавшие выполнять работы по разбору жилого дома не получили возможность реализовать свое право путем участия в конкурентных процедурах за заключение указанных договоров.

 

Статья 11: ООО «Мастер», ИП Вилкова, ООО «Трест»

По результатам электронного аукциона на выполнение комплекса работ по объекту «Строительство Камчатской краевой больницы» из числа 5 компаний, подавших заявку на участие, заказчиком Министерством здравоохранения Камчатского края заключен контракт с ООО «Трест» предложившее наименьшую стоимость работ. При этом в ходе торгов только 3 участника осуществили ценовые предложения, из которых к стадии определения поставщика были допущены лишь 2 фирмы: ООО «Мастер» и ООО «Трест». Наибольшее понижение предложенной цены работ заказчиком (цена контракта 358 723 194 рублей) до 358 700 000 рублей осуществило ООО «Трест». ООО «Мастер» понижение цены не осуществляло.

Одним из основных доказательств наличия между ответчиками по делу запрещенного антимонопольным законодательством соглашения является их поведение на товарном рынке, которое не соответствует принципам и целям нормальной коммерческой деятельности, и результат такого поведения может быть обусловлен только заключенным между ответчиками соглашением.

Комиссия считает, что действия ответчиков при участии в электронном аукционе N 0138200001218000017 не соответствуют принципу добросовестности, являются проявлением монополистической деятельности, а также являются следствием заключенного между ними картельного соглашения, выразившиеся в устном ценовом соглашении (сговоре) между участниками при проведении вышеуказанного электронного аукциона, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которые привели к поддержанию цен на торгах.

Анализ поведения ответчиков показывает, что в ходе участия в рассматриваемом аукционе данные хозяйствующие субъекты применяли следующую стратегию поведения: ИП Вилкова А.А. сделала ценовое предложение со снижением НМЦК на 0,5%, после чего ООО «Трест» снизило НМЦК на 1 копейку. ООО «Мастер» без намерения стать победителем аукциона не принимал участие в торгах, так как данный участник обладал информацией, что другой участник предложил цену ниже его предложения.

Таким образом, при проведении электронного аукциона ИП Вилкова А.А. (отклонена по 2 части заявок) и ООО «Мастер» участвовали формально с целью обеспечения победы другому участнику аукциона ООО «Трест» по максимально возможно высокой цене, что свидетельствует о направлении их действий на поддержание цены на торгах.

Указанные действия вышеперечисленных хозяйствующих субъектов стали возможны только благодаря тому, что они являлись участниками Соглашения и были осведомлены о действиях друг друга.

  1. В отношении подачи заявок и ценовых предложений с одного IP-адреса Комиссией Камчатского УФАС установлено.

IP-адрес является персональным идентификатором абонента, с которым заключается возмездный договор об оказании телематических услуг, присвоение одного IP-адреса нескольким абонентам исключено.

Исходя из сведений, представленных операторами электронной площадки, следует, что заявки участников картельного соглашения, ИП Вилкова А.А., ООО «Трест», ООО «Мастер» а также их ценовые предложения при участии в вышеуказанном аукционе поступали с IP-адресов:

общество с ограниченной ответственностью "Мастер"

4102007570

2018-05-23 06:02:23

194.79.5.193-194.79.5.193

Общество с ограниченной ответственностью "ТРЕСТ"

4102009176

2018-05-25 08:49:29

194.79.5.193-194.79.5.193

ИП ВИЛКОВА АЙДАН АБДУЛРАГИМ КЫЗЫ 410209478090 2018-05-18 02:00:30 217.118.64.46-217.118.64.46

Общество с ограниченной ответственностью "ТРЕСТ"

4102009176

2018-05-07 06:41:15

217.118.64.46-217.118.64.46

общество с ограниченной ответственностью "Мастер" 4102007570 2018-05-17 23:48:16 194.79.5.193-194.79.5.193

Общество с ограниченной ответственностью "ТРЕСТ"

4102009176

2018-05-25 07:47:42

194.79.5.193-194.79.5.193

 

Таким образом, использование юридическими лицами одного и того же IP-адреса для подачи заявок и ценовых предложений, указывает на их взаимозависимость.

Данное обстоятельство свидетельствует об использовании ответчиками единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, действия Ответчиков возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

По сути, участвуя в одних и тех же конкурентных процедурах самостоятельные юридические лица действуют в общих интересах.

Соответственно, осведомленность каждого из участников о намерении другого участника действовать определенным образом при участии в закупке в результате соглашения между его участниками не может быть признано результатом конкурентной борьбы, т.к. в этом случае действия участников закупки не отвечают принципам конкуренции.

Совпадение одних и тех же учетных записей файлов заявок, а также подача заявок и ценовых предложений с использованием одного IP-адреса, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок между собой и осуществлении координации по подготовке и участии в электронных аукционах.

Установлено, что ООО «Трест» зарегистрировано 10.07.2007 единственным учредителем Нахмедовым М.Р. от 14.11.2017 в состав собственников организаций с 2 % доли учредительного капитала введен Рагимов М.А. назначенный директор указанного ООО.

ООО «Мастер» ИНН 4102007570 зарегистрировано 31.05.2001 единственным учредителем Нахмедовым М.Р. от 18.05.2018 в состав собственников организации введены с 34% доли УК Малышева М.А. и с 33% доли УК Мурсалов В.М.

Дополнительно Нахмедов М.Р. единолично выполнял организационно распорядительные обязанности директора в ООО «Трест» (до 14.11.2017) и в ООО «Мастер» (до 25.04.2018), что свидетельствует об аффилированности указанных компаний.

Также Комиссией УФАС установлено, что между ООО «Мастер» и ООО «Трест» установлено наличие договорных отношений, о чем свидетельствуют договор строительного подряда от 11.01.2016, КС2+КС3 от 27.11.17

В рамках рассмотрения дела N 21-05/02-19А о нарушении антимонопольного законодательства Ответчики не представили каких-либо документов, опровергающих вышеизложенные обстоятельства.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 ФЗ "О защите конкуренции" Камчатским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции, по результатам которого составлен аналитический отчет состояния конкуренции на открытом аукционе в электронной форме N 0138200001218000017 по выполнению комплекса работ по объекту: "Строительство Камчатской краевой больницы" Заказчик Министерство здравоохранения Камчатского края., в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства по делу N 21-05/02-19А, в ходе которого установлено, что ООО «Мастер», ООО «Трест» и ИП Вилкова А.А. являлись хозяйствующими субъектами - конкурентами в период проведения Аукциона.

Совокупность всех установленных фактов, свидетельствует о нарушении ООО «Мастер», ООО «Трест» и ИП Вилкова А.А запретов, установленных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Вина указанных лиц заключается в том, что они нарушили установленные Законом "О защите конкуренции" запреты на заключение ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствие с антимонопольным законодательством соглашений и не предприняли всех зависящих от них мер по их соблюдению. Каких-либо доказательств невозможности соблюдения указанных запретов Комиссией не установлено, а ответчиками не представлено.

 

Статья 17: Пенсионный фонд и ООО ЧОО «ЩИТ»

В ходе проверочных мероприятий было выявлены нарушения при заключении государственного контракта № 120 от 29.12.2017 между ООО ЧОО «ЩИТ» и ГУ-ОПФР по Камчатскому краю в части без наличия лицензии на осуществления охранной деятельности, что является нарушением статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Статья 17.1

16 апреля 2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступили материалы проверки Военной прокуратуры Петропавловск – Камчатского гарнизона по признакам нарушения антимонопольного законодательства Федеральным государственным казенным учреждением «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства Обороны Российской Федерации при распоряжении федеральным имуществом.

Рассмотрев представленные материалы и информацию Военной прокуратурой Петропавловск – Камчатского гарнизона антимонопольный орган на основании приказа № 22-П от 22.04.2019 возбудил дело № 21-05/04-19А.

Федеральное государственное казенное учреждение «261 Отделение морской инженерной службы» Министерства обороны Российской Федерации ознакомившись с материалами дела № 21-05/04-19А не согласно с доводами Комиссии, полагает их не обоснованными ввиду следующего.

За Учреждением закреплено право оперативного управления на объект недвижимого имущества Здание гаража с кадастровым (условным) № 41-41- 01/002/2010-084 общей площадью 1313,6 кв.м., инв. № 7460, литер Д, Д1, Д2, находящееся по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Стрелковая, военный городок 2 «75 участок».

В ходе проверки Военной прокуратуры ПетропавловскКамчатского гарнизона было установлено, что РО «Бекас» в рассматриваемом здании гаража не осуществляет социально ориентированные виды деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях.

Также установлено, что срок действия Договора установлен на 5 лет с 21.03.2019 по 20.03.2024 При этом, пунктом 1.3. Договора аренды предусмотрена возможность пролонгации срока договора, а именно: «По истечении срока, указанного в пункте 2.1 Договора, в случае исполнения арендатором обязательств, предусмотренных пунктом 3.2.31 Договора, Договор может быть перезаключен на новый срок в порядке, предусмотренном частями 9 и 10 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Однако, в силу частей 9, 10 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции преимущественное право на заключение договора аренды государственного и муниципального имущества на новый срок предоставлено арендатору только в том случае, если предшествующий договор аренды был заключен в порядке, предусмотренном частями 1 и 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, то есть по результатам проведения конкурса или аукциона.

Данная правовая позиция подтверждена Определением Верховного Суда РФ от 30.06.2017 № 305-КГ17-2739 по делу № А40-77121/2016. Таким образом, рассматриваемый Договор не может быть продлен.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 и в Постановлении по делу № А66- 7056/2010 указал, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Исходя из позиции Верховного Суда РФ, отраженной в Апелляционном определении от 01.11.2017 № 10-АПГ17-9, в соответствии с положениями статьи 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязанность государственного органа в безусловном порядке передать государственное имущество в пользование или аренду в качестве имущественной поддержки социально ориентированной некоммерческой организации, указанной нормой федерального закона не предусмотрена.

Адресная реализация государственного имущества препятствует доступу к ограниченному муниципальному ресурсу неограниченного круга лиц, что противоречит требованиям статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Выявить потенциальных участников, желающих получить доступ к соответствующему муниципальному ресурсу и обеспечить равный доступ к нему для всех заинтересованных в его приобретении лиц можно посредством передачи данного имущества только на торгах.

Отказы начальника 261 ОМИС своими письмами отисх. № 114 и от 23.11.2019 № 908 на обращения ИП Наделяева В.А. от и от 14.11.2018 о предоставлении ему в пользование государственного имущества - здания гаража, и заключение 21.03.2019 начальником 261 ОМИС Литвинюком Р.Е. с РО «Бекас» Договора на аренду здания гаража, с последующей передачей РО «Бекас» 21.03.2019 указанного части указанного здания общей площадью 584,64 кв.м, в субаренду ИП Пятибратову С.С. по договору субаренды нежилого помещения № 032019/1, свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства.

261 ОМИС зная, что рынок ремонта транспортных средств конкурентен, и более того, на аренду рассматриваемого гаража также имеются другие претенденты, в частности ИП Наделяев В.А., несмотря на это предоставил преимущество РО «Бекас».

Начальник 261 ОМИС не обращался в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление государственной преференции РО «Бекас» в виде передачи ему в аренду государственного имущества без торгов в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 135-ФЗ.

Согласно Приказа Департамента имущественных отношений МО РФ от № 2254 от 03.10.2018 предписывает 261 ОМИС обеспечение и подготовка проведение аукциона на право заключения договора нежилого здания «Гараж», кадастровый номер 41:01:0010126:895, инв. № 7460, лит. Д, Д1, Д2, площадью 1313,6 кв.м., расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Стрелковая, военный городок 2 «75 участок», а также часть земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010126:121.

Действия начальника 261 ОМИС Литвинюка Р.Е., выраженные в заключении с РО «Бекас» Договора аренды здания гаража с последующей дачей согласия на передачу в субаренду данного здания ИП Пятибратову С.С., и бездействие в части осуществления контроля за использованием государственного имущества, фактически направлены на обход Закона о защите конкуренции с противоправной целью - передачи в пользование государственного имущества конкретному лицу без проведения торгов.

В результате заключения начальником 261 ОМИС Договора государственное имущество передано РО «Бекас» без проведения процедуры торгов, а именно в нарушение порядка, установленного частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что свидетельствует об ограничении конкуренции путем устранения иных хозяйствующих субъектов от возможности получения в аренду вышеуказанного имущества.

 

Приложенные файлы
Доклад_Концессионные_соглашения-1568332239.docx (36,1 КБ)
Наверх