Доклад о правоприменительной практики Камчатского УФАС за 2018 год (4 квартал)
22 ноября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

Доклад по правоприменительной практике

Камчатского УФАС России

(2018 года)

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю является территориальным подразделением Федеральной антимонопольной службы.

Камчатское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также законодательств в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также законодательства о рекламе.

Деятельность Камчатского УФАС России направлена на поддержание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности рынков. Основными целями ведомства являются свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства.

В 2018 года Управлением рассмотрено 86 заявлений, материалов о нарушении антимонопольного законодательства.

За период 2018 года общее количество возбужденных дел и признанных фактов нарушений составляет: 23 антимонопольных дела.

Из них по статьям Закона «О защите конкуренции»:

статья 16 – 3 дела.

статья 11 – 4 дела

статья 17 – 4 дела

статья 15– 11 дел

статья 10 – 1 дело

 

В 2018 года передано 2 дела в органы МВД для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного производства по статье 178 УК РФ.

 

За период 2018 года общая сумма штрафов составляет 2 101 000

13 должностных лиц, 17 юридических и 1 физическое лицо.

 

Отдел контроля органов власти

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центробанка РФ, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период рассмотрены и завершены дела по нарушениям в отказе включить в схему размещения нестационарного торгового объекта ООО «Билтан». Выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрен вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Также рассмотрено дело в отношении Росрыболовства, где выявлено нарушение по созданию дискриминационных условий при проведении конкурса по распределению рыбопромысловых участков.

Выявлено нарушение по наделению специализированной организации функциями распорядительного характера.

Управлением рассмотрены материалы, поступившие из УФСБ по Камчатскому краю и приняты решение по делам о нарушении пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в части согласованных действий органов власти и хозяйствующих субъектов.

Рассмотрено дело по признакам нарушения Министерством здравоохранения Камчатского края, ГБУЗ КК «Петропавловск - Камчатская поликлиника №3», ООО «Мастер», ООО «Универсал» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий по соглашению, направленных на приобретение недвижимого нежилого имущества по адресу г. Петропавловск - Камчатский, ул. Ларина 3/1 (пом. 1, пом.2) для ГБУЗ КК «Петропавловск - Камчатская №3», с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (без использования конкурентных процедур при определении поставщика по закупке и заключении государственного контракта с единственным участником при отсутствии правовых и фактических оснований), что привело к ограничению конкуренции.

Рассмотрено дело в отношении Министерства спорта и молодежной политики Камчатского края по закупки футбольных полей у единственного поставщика без проведения конкурентной борьбы. Дело прошло первую судебную инстанцию и решение УФАС принято законным и обоснованным.

Копии решений направлены в УМВД для возбуждения уголовного производства, также протоколы направлены в суд для рассмотрения вопроса по дисквалификации должностных лиц.

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

Завершено рассмотрение дела по материалам проверки УФСБ в отношении АО «Оссора». В данном деле был установлен факт доступа информации при проведении торгов.

Также Управлением вынесено решение по нарушению порядка определения победителей при проведении конкурсных процедур по муниципальным перевозкам.

Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (статья 18.1 Закона о защите конкуренции)

Поступило 57 жалоб, из них возвращено в связи с несоответствием требованиям закона 8 жалоб, перенаправлено в ФАС России и иные территориальные антимонопольные органы 5 жалоб, необоснованные 18 жалоб: 11 признаны обоснованными, отозвано заявителем 2 жалобы и прекращено 13 жалоб.

В 2018 году в Управление поступило 4 жалобы по нарушению сроков технологического присоединения к электрическим сетям

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям регулируется Правилами технологического присоединения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

Действие Правил распространяется на случаи присоединения:

1) впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств,

2) ранее присоединённых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается,

3) когда в отношении ранее присоединённых энергопринимающих устройств изменяются:

- категория надёжности электроснабжения,

- точки присоединения,

- виды производственной деятельности,

не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Технологическое присоединение к электрическим сетям начинается подачей заявки и заканчивается подписанием актов об осуществлении технологического присоединения, разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Какие основные проблемы при этом существуют?

1) уклонение (отказ) Сетевых организаций в подготовке и направлению Заявителям проектов договоров об осуществлении технологического присоединения;

2) навязывание невыгодных условий при заключении договора об осуществлении технологического присоединения:

а) указание на срок выполнение мероприятий по технологическому присоединению больший, нежели предусматривают Правила;

б) отнесение на Заявителей обязанности выполнения мероприятий по технологическому присоединению (указанных в технических условиях), которые не должны выполняться Заявителями:

- в частности за пределами принадлежащих Заявителям земельных участков;

в) высокая стоимость технологического присоединения (несмотря на ссылки в договоре об осуществлении технологического присоединения на соответствующее постановление Службы по тарифам и ценам по тарифам Камчатского края, утвердившего соответствующие ставки):

- когда, например, необходимо просто увеличить потребляемую на объекте мощность, но при этом необходимость выполнения мероприятий по строительству линий, сетей, трансформаторов отсутствует, поскольку уже всё построено;

- когда Заявителям необходимо было бы выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение (стандартизированную тарифную ставку или ставку за единицу максимальной мощности – руб./кВт), однако Сетевые организации не сообщают о наличии права сделать такой выбор);

- когда, расстояние до объектов электросетевого хозяйства Сетевых организаций является спорным (300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности), либо когда такое расстояние искусственно может быть завышено (передача Сетевой организации находящихся у неё на балансе объектов электросетевого хозяйства на баланс иным лицам);

3) неправильное определение расстояния от принадлежащих Сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства до границ принадлежащих заявителям земельных участков в целях расчёта платы за технологическое присоединение в размере более 550 рублей (для льготной категории заявителей);

4) невыполнение Сетевыми организациями мероприятий по технологическому присоединению в установленный в Правилах срок;

  1. сообщения Сетевых организаций об отсутствии технической возможности осуществления технологического присоединения и уведомлении в связи с этим о присоединении по индивидуальным проектам.

Управлением возбуждено 4 административных производства по статье 9.21 КоАП РФ в отношении ПАО «Камчатскэнерго» и АО «Оборонэнерго». (нарушение сроков подключения технологического присоединения)

Также Управлением возбуждено три административных производства по статье 9.15 КоАП РФ за нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии в отношении ООО «Энергоресурс», ООО «Комунэнерго» и ООО «28 Электросеть».

Кроме того, распространены случаи, когда обязанным в соответствии с положениями части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицом нарушается порядок установки, замены, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов в отношении конкретного гражданина – собственника жилого дома или собственников помещений в многоквартирном доме.

Квалификация действий (бездействия) таких лиц по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции 275-ФЗ не производится, при этом антимонопольному органу необходимо оценивать такие действия на предмет наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП.

На сегодняшний момент поступило одно обращение, которое перенаправлено из прокуратуры и по данному факту Управлением проводится проверка.

Отдел контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

Пресечение недобросовестной конкуренции

За 2018 года в управление поступило 4 заявления по фактам недобросовестной конкуренции, по итогам рассмотрения которых по 2 заявлениям отказано в возбуждении дела.

При рассмотрении двух заявлений установлены признаки нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», а именно: нарушение закона со стороны ННК –Камчатнефтепродукт (дело находится в производстве) и нарушение индивидуальным предпринимателем статьи 14.4 (изображением товарного знака FIFA.) без разрешительных докуиентов (по материалам МВД).

Вынесено решение, выдано предписание, возбуждено административное производство.

 

Надзор рекламной деятельности

 

Возбуждено дел - 14 (часть 11 статьи 5; часть 7 статьи 5; часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ)

Прекращено дел - 5 (часть 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 года № 38-ФЗ) – основание прекращения невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе

Вынесено решений – 9

Вынесено предписаний - 9

Поступило заявление - 29

Отказано в рассмотрении заявления - 12

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступило заявление Центрального Банка РФ Дальневосточного главного управления Отделение по Хабаровскому краю о признаках нарушения законодательства о рекламе по вопросу размещения рек

  • вышеуказанной рекламе ООО МКК «Камчатский деньги» указаны только привлекательные условия предлагаемой финансовой услуги, а именно сумма займа от 3000 до 50 000 р., за 10 минут, вместе с тем иные условия, которые позволили бы потребителю в полной мере оценить приемлемость условий предлагаемой услуги в рекламе не указаны.
  • изложенное, в рассматриваемой рекламе ООО МКК «Камчатский деньги» должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого займа.

Таким образом указанное Общество было привлечено за нарушение Закона о рекламе и привлечено к административной ответственности.

 

В рамках либерализации антимонопольного законодательства в настоящее время широко применяется практика применения предупреждений, что значительно снизило уровень возбуждаемых органами ФАС производств по делам о нарушениях и повысило профилактику таких нарушений.

За период 2018 года выдано 19 предупреждений, их них 13 исполнено, 2 обжаловано в судебном порядке и по неисполненным возбуждены антимонопольные дела. Также выдано 2 предостережения.

 

 

 

 

 

 

Наверх