Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
23 ноября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады
Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» определил основополагающие принципы законодательства о контрактной системе: - принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, - принцип обеспечения конкуренции, - принцип профессионализма заказчиков, - принцип стимулирования инноваций, - принцип единства контрактной системы в сфере закупок, - принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Поставщики (исполнители, подрядчики) очень активно борются с нарушениями законодательства о размещении заказов, как правило, путем реализации своего права, предусмотренного законодательством о контрактной системе (глава 6 ФЗ №44-ФЗ) – подачи жалобы в антимонопольный орган на действия (бездействие) заказчиков, аукционных комиссий и иных субъектов при осуществлении закупок. В 2016 году в Камчатское УФАС России поступило 296 жалоб, из которых: - 108 были возвращены заявителям (36%), в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к жалобе статьей 105 ФЗ №44-ФЗ; - 11 – отозвано заявителями (4%); - 107 – признаны необоснованными (36%); - 70 – признаны обоснованными (24% от общего количества). При этом в отношении закупок, при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, Камчатским УФАС России было выдано 60 предписаний об устранении допущенных нарушений. По результатам трех кварталов 2017 года количество поступивших в Камчатское УФАС России жалоб составляет 198, из которых: - 58 - были возвращены заявителям (29%), в связи с несоблюдением требований, предъявляемых к жалобе статьей 105 ФЗ №44-ФЗ; - 10 – отозвано заявителями (5%); - 87 – признаны необоснованными (44%); - 43 – признаны обоснованными (22% от общего количества). При этом в отношении закупок, при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, Камчатским УФАС России было выдано 56 предписаний об устранении допущенных нарушений. В ряде случаев при установлении нарушений законодательства предписания не выдавались по следующим основаниям: - было установлено, что в результате действий заказчика (конкурсной, аукционной, котировочной комиссий), хотя и вступающих в противоречие с нормами ФЗ №44-ФЗ, права и законные интересы участников закупки нарушены не были; - заказчиком до момента рассмотрения жалобы по существу были по собственной инициативе внесены изменения в документацию о закупке; - в случае наличия на момент рассмотрения жалобы по существу заключенного государственного или муниципального контракта. В 2017 году Камчатским УФАС России было выявлено 132 нарушения законодательства о контрактной системе. Наиболее часто встречающимися нарушениями в сфере закупок являются: 1) неразмещение или несвоевременное размещение в единой информационной системе информации, предусмотренной ФЗ №44-ФЗ, в том числе: - отчета об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (статья 30 ФЗ №44-ФЗ); - информации, подлежащей включению в реестр контрактов (103 ФЗ №44-ФЗ); - отчета об исполнении контракта (94 статья 44-ФЗ); 2) утверждение документации о закупке или извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о контрактной системе, в том числе: - неустановление в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе – о наличии лицензии, выписки о членстве в СРО, документов в соответствии с дополнительными требованиями, установленными Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99; - необъективность объекта закупки – противоречивая информация в составе документации о закупке, неуказание единиц измерения; - описание объекта закупки без использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (статья 33 ФЗ №44-ФЗ) – установление характеристик товаров в противоречие с ГОСТами или указание нестандартных характеристик без обоснования их использования; - установление в документации о закупке требований к товару, работе, услуге, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (статья 33 ФЗ №44-ФЗ); - нарушения, связанные с формированием условий проекта контракта, предусмотренных статьей 34 ФЗ №44-ФЗ: - неуказание в проекте контракта идентификационного кода закупки; - неуказание в проекте контракта срока его действия (или сроков оплаты и выполнения работ), вследствие чего у участников закупки отсутствует возможность рассчитать срок действия банковской гарантии; - неуказание сроков и порядка приемки товара, работ, услуг; - указание размеров штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта в противоречие требованиям законодательства о контрактной системе; - указание сроков оплаты товаров, работ, услуг, противоречащих требованиям ФЗ №44-ФЗ; - указание условий исполнения контракта, отличающихся от указанных в извещении о проведении закупки или аукционной документации; 3) нарушение порядка отбора участников закупки (статьи 67 и 69 ФЗ №44-ФЗ); 4) оформление протокола рассмотрения заявок с нарушением требований, установленных статьей 67 и 69 ФЗ №44-ФЗ) – неуказание в протоколе положений документации, которым не соответствует заявка и (или) положений заявки, которые не соответствуют аукционной документации; 5) нарушение заказчиком порядка заключения контракта. В случае выявления нарушений требований законодательства о контрактной системе Камчатским УФАС России ведется активная работа по возбуждению в отношении виновных должностных лиц административных дел и привлечению их к административной ответственности. В течение 2016 года Камчатским УФАС России в отношении должностных лиц федеральных, государственных и муниципальных заказчиков, членов конкурсных, аукционных, котировочных, единых комиссий было возбуждено 168 дел. По итогам рассмотрения административных дел выдано 107 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 1 088 052 рубля, из которых 69 были исполнены привлеченными к ответственности лицами добровольно, 10 – были направлены Камчатским УФАС России судебным приставам для принудительного взыскания административного штрафа, 28 постановлений в стадии исполнения (срок оплаты перешел на 2017 год). В 2017 году Камчатским УФАС России в отношении должностных лиц федеральных, государственных и муниципальных заказчиков, членов конкурсных, аукционных, котировочных, единых комиссий было возбуждено 61 дело. По итогам рассмотрения административных дел выдано 59 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 487 746 рублей, из которых 34 были исполнены привлеченными к ответственности лицами добровольно, оставшиеся 25 находятся в стадии исполнения. Наиболее распространенными административными правонарушениями являются: - размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ №44-ФЗ (8%); - признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям документации о закупке по основаниям, не предусмотренным ФЗ №44-ФЗ, а также признание заявки на участие в закупке соответствующей требованиям документации о закупке, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке (42%); - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных ФЗ №44-ФЗ (33%); - непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов (4%). Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен значительный блок административных правонарушений за нарушение требований законодательства о контрактной системе, а именно: - статья 7.29 - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей; - части 1, 1.1, 1.2, 1.3 стати 7.30 - нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система в сфере закупок) информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти до ста тысяч рублей. - часть 1.4 статьи 7.30 - размещение в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей. - часть 2 статьи 7.30 - отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям документации о закупке, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей. - часть 2.1 стати 7.30 - нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей. - часть 3 статьи 7.30 - неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей. - часть 4.1 статьи 7.30 - включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей. - часть 4.2 статьи 7.30 - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей. - часть 6 статьи 7.30 - отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в запросе) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о проведении запроса предложений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не более тридцати тысяч рублей. - часть 7 статьи 7.30 - признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. - часть 11 статьи 7.30 - осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. - части 13 и 14 статьи 7.30 - нарушение сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до тридцати тысяч рублей. - часть 2 статьи 7.31 - ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей. - часть 1 статьи 7.32 - заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заключается контракт, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч рублей и не более трехсот тысяч рублей. - часть 3 статьи 7.32 - нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей. - часть 6 статьи 7.32 - нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей. Кроме того Камчатское УФАС России в порядке, установленном статьей 104 ФЗ №44-ФЗ, рассматривает обращения заказчиков о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. Информация, подлежащая направлению заказчиком в антимонопольный орган и сроки направления обращения о включении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр недобросовестных поставщиков установлены статьей 104 ФЗ №44-ФЗ. По результатам 2016 года Камчатским УФАС России было рассмотрено 58 обращений, из которых: - 21 обращение (36% от общего числа) были удовлетворены, сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) включены в реестр недобросовестных поставщиков; - 37 обращений оставлены без удовлетворения. За 9 месяцев 2017 года Камчатским УФАС России было рассмотрено 43 обращения, из которых: - 20 (46% от общего числа) обращений были удовлетворены, сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) включены в реестр недобросовестных поставщиков; - 23 обращения оставлены без удовлетворения. Следует отметить, что в случае, если контракты расторгнуты по решению суда и судебный акт вступил в законную силу, антимонопольным органом без проведения внеплановой проверки выносится приказ о включении информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр недобросовестных поставщиков. В ситуациях, когда участники закупок уклонились от заключения контрактов, или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, антимонопольный орган рассматривает поступившие обращения заказчиков комиссионно, уведомляя заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о дате, времени и месте такого рассмотрения. В процессе рассмотрения обращения Камчатским УФАС России учитываются такие обстоятельства, как: - соблюдение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов; - наличие у поставщика (подрядчика, исполнителя) умысла для уклонения от заключения контракта; - условия и обстоятельства, повлекшие за собой невозможность своевременного подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта или неисполнения (ненадлежащего исполнения) такого контракта. При установлении факта нарушения заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр не включается. Пример: заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, в связи с поставкой товара с характеристиками, не соответствующими спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта. При этом такое решение заказчиком было отправлено заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, не в течение трех рабочих дней со дня пего принятия, как установлено частью 12 статьи 95 ФЗ №44-ФЗ, а на десятый рабочий день. В связи с нарушением заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков включены не были. В случае если неподписание контракта или неисполнение (ненадлежащее исполнение) такого контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) явилось следствием вины третьих лиц, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр также не включается. Пример: поставщиком не был подписан контракт по результатам электронного аукциона в установленные сроки, в связи с тем, что в последний день для подписания контракта произошел сброс настроек электронной подписи, при этом поставщиком были внесены на счет заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Поскольку у данного поставщика не было намерения уклониться от подписания контракта, а нарушение сроков для подписания произошло в связи с непредвиденными обстоятельствами, сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков включены не были Следует отметить, что немаловажную роль при рассмотрении антимонопольным органом обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр недобросовестных поставщиков играет активное участие в деле сторон, представление доказательств правомерности своих действий. Также следует отметить, что в 2017 году ФЗ №44-ФЗ претерпел очередные существенные изменения. 1) Частью 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ установлены единые требования к участникам закупки. Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 31 ФЗ № 44-ФЗ (начало действия редакции – 09.01.2017) в часть 1 статьи 31 были внесены следующие изменения в части требований к участникам закупки: - Пункт 7 об отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; - Пункт 7.1 участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2) В силу пункта 1 части 1 стати 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Федеральным законом от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.07.2017, внесены следующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации. Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. В силу ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Форма такой выписки утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Таким образом, в документации о закупке на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должны быть установлены: - требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, у которой компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств сформирован в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса РФ, - требование о представлении участником закупки в составе второй части заявки выписки из реестра членов СРО или ее копии, в качестве подтверждения членства в саморегулируемой организации. При этом вышеуказанные требования не распространяются на: - участников, предложивших цену контракта 3 млн. рублей и менее; - унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. 3) В силу части 6 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Согласно части 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень). Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указом Президента РФ №244 от 31.05.2017 отменены специальные экономические меры в отношении Турции. Во исполнение данного Указа Правительство РФ (постановление 672 от 02.06.17) признало ряд нормативных правовых актов, утратившими силу, в числе которых постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено». Данный документ применяется к внешнеэкономическим операциям, предусматривающим ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика, с 10 июня 2017 года. Таким образом, с 10 июня 2017 года заказчики не вправе включать в закупочную документацию запрет на закупку работ, услуг у турецких компаний. 4) В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. При этом часть 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ введена Федеральным законом от 01.05.2017 N 83-ФЗ, который вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 01.05.2017. Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Часть 1 статьи 4. Гражданского кодекса РФ устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Следовательно, в отсутствие прямого указания на обратную силу закона, положения закона №83-ФЗ не могут применяться к отношениям, возникшим до вступления в силу указанного закона, т.е. до 01.05.2017. Таким образом, в случае если извещение о закупке размещено в единой информационной системе до 01.05.2017 срок оплаты по контракту на этапе его заключения или исполнения изменению не подлежит. 5) В силу части 4 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Частями 5, 7, 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту. С 09.09.2017 вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063". На основании изложенного в случае размещения извещения о закупке в единой информационной системе 09.09.2017 и после необходимо учитывать условия вышеуказанного Постановления в проекте контракта.
Наверх