Измененияв системе государственных закупок
07 июня 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады
Подтип документа:
Доклады о контроле соблюдения законодательства о размещении заказов

Измененияв системе государственных закупок

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ

Оптимизация деятельности контрольных органов в сфере закупок Вступление в силу – 01.07.2019
Единый для всех органов контроля в сфере закупок порядок проведения плановых и внеплановых проверок (предмет, форма, срок, периодичность с учетом отнесения субъектов контроля к определенной категории рисков)
Критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории рисков
Общественные объединения и объединения юридических лиц не вправе обжаловать действия (бездействие) субъектов контроля в порядке главы 6 44-ФЗ.
Правительством будут установлены
Расширен перечень оснований для возврата жалобы:
- если жалоба подана участником закупки, информация о котором включена в РНП (при этом в документации установлено требование об отсутствии участников закупки в РНП)!
Оценка эффективности деятельности органов контроля
Случаи для проведения внеплановой проверки

 внеплановая проверка на основании жалобы участника закупки  получение информации о признаках нарушения - заявление, сообщение физлица, юрлица или осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц - обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений - сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушений  истечение срока исполнения ранее выданного предписания
Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ
Вступление в силу – 01.07.2019

Изменения в сфере закупок строительных работ
- Постановление № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»
- Постановление № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Постановление № 99
Приложение № 1 устанавливает только дополнительные требования к участникам закупки (НЕ способ закупки)
Приложение № 2 устанавливает случаи проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования при проведении конкурса с ограниченным участием
Таким образом, дополнительные требования к участникам аукциона в соответствии с Приложением № 1 устанавливаются всегда.

С 2 апреля 2019:
Изменения в Постановлении № 99 (дополнительные требования к участникам закупки): • Установлены дифференцированные требования о наличии опыта • В отдельную группу выделены линейные объекты, объекты некапитального строительства • Появились новые виды работ, при которых устанавливается дополнительное требование о наличии опыта у участника закупки

Позиция ФАС России: Опыт по строительству – только генеральный подряд
• постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 № Ф05-15295/2017 по делу № А40-7626/17
• определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 № 305-КГ18-19792 по делу № А40-223872/2017

БЫЛО СТАЛО Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)

не менее 20 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 10 млн. рублей
не менее 50 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 10 млн. рублей; не менее 40 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 100 млн. рублей; не менее 30 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 500 млн. рублей; не менее 20 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 1 млрд. рублей
новая группа работ, ранее не было разделения на линейные и не линейные объекты
Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей Опыт требуется только по линейным объектам Устанавливается дифференцированный опыт, в зависимости от НМЦК

Новый вид работ и новые требования
Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если НМЦК превышает 10 млн. рублей
наличие за последние 3 года опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на 1) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, 2) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом № 44ФЗ или Законом № 223-ФЗ на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории Стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка

Чем подтверждать наличие опыта
Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, если НМЦК превышает 10 млн. рублей
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; копия акта (актов) выполненных работ …… копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию….

Новый вид работ и новые требования
Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если НМЦК превышает 10 млн. рублей
наличие за последние 3 года опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на 1) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта 2) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223ФЗ на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка

Чем подтверждать наличие опыта
Выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если НМЦК превышает 10 млн. рублей
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта ЛИБО копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; копия акта (актов) выполненных работ….. копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию…

С 2 апреля 2019:
• Конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), можно проводить в случае если НМЦК превышает 100 млн. рублей

Нельзя проводить открытый конкурс на те закупки, которые включены в перечень закупок, проводимых конкурсом с ограниченным участием (ч.2 ст. 56 Закона 44-ФЗ и Приложение № 2 постановления № 99)
основание ч.2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ
Важно!

С 5 апреля 2019:
• Изменения в порядке оценки (Постановление № 1085) При проведении закупки строительных работ в качестве нестоимостных критериев может быть только критерий «опыт», значимость 40 %. В документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу; б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу; в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.

Изменения в порядке оценки
Заказчик для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(1) Правил, вправе предусмотреть оценку опыта работы, связанного с предметом контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу только по следующим группам объектов: а) объекты капитального строительства; б) особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

Изменения в порядке оценки
в) особо опасные, технически сложные или уникальные объекты капитального строительства, или искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки; г) объекты капитального строительства, включающие особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, а также искусственные дорожные сооружения, включенные в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, относящиеся к виду объекта капитального строительства, искусственного дорожного сооружения, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которых является объектом закупки.
Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ вступил в силу 01.05.2019
С 01.05.2019 установлена обязанность заказчиков осуществлять закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению путем проведения конкурса с ограниченным участием. Заказчики вправе закупать указанные услуги запросом котировок или у ед. поставщика (в соответствии со ст 93) (без применения дополнительных требований).
Запрещается закупать такие услуги путем проведения электронного аукциона

Отдых и оздоровление детей

При проведении закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки: - значимость стоимостных критериев оценки – 40%, - значимость нестоимостных – 60%. Критерий «опыт», должен составлять не менее 45% значимости всех нестоимостных критериев оценки. При этом устанавливается один или несколько следующих показателей: - общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению; - общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению; - наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению. Заказчик не вправе устанавливать иные подпоказатели в отношении показателя «опыт участника».
Изменения в порядке оценки
Порядок оценки должен содержать
• предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям • инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок
• зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показателям критерия) • зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка
Пропорциональными называются две величины, если отношение их значений остаётся неизменным
Осуществление закупок в соответствии с Законом 223-ФЗ за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию. Бюджетные учреждения, унитарные предприятия могут изменить положение о закупке до 01.10.19 для закупок в 2019;

Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ
Заказчик вправе установить запрет на привлечение субподрядчиков в конкурсе с ограниченным участием на выполнение работ по «сохранению объектов культурного наследия»
вступают в силу c 31.07.2019
Путем конкурса с ограниченным участием могут закупаться в том числе работы, связанные с необходимостью допуска исполнителей к хранилищам (депозитариям) библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов
- Пункт 5: Увеличение цены контракта с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб., а также увеличение общего объёма закупок у ед. поставщика по указанному основанию с 20 млн. руб. до 30 млн. руб. + дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел; - Пункт 13: + права на произведения литературы и искусства определенных авторов; - Пункт 17: + закупка у ед. поставщика музыкальных инструментов.

Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ
Изменения в Статье 93 вступают в силу c 31.07.2019
применяется c 12.05.2019
 Не нужно составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта  Размер штрафа – исключены слова «в виде фиксированной суммы», достаточно указать %  Пени – 1/300% (раньше – не менее 1/300%) Кроме случаев, когда для поставщика законодательством установлен иной порядок начисления пени/штрафов (например, ФЗ "Об электроэнергетике" №35-ФЗ пени – 1/130%) • Если отраслевым законом предусмотрен иной срок оплаты, отличный от 30 д./15 р.д., заказчик устанавливает срок оплаты, предусмотренный специальным законодательством. • Правительство РФ получило право утвердить Порядок установления требований к формированию и размещению информации и документов в ЕИС и на электронных площадках. • Минфин России получил право разрабатывать типовые контракты, типовые условия контрактов, если таковые еще не разработаны профильными ведомствами. 25
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ
Контракт
- Срок для подачи жалобы – 5 дней (было 10) - Срок рассмотрения контрольным органом документов при внесении участников в РНП – 5 рабочих дней - При рассмотрении жалобы не требуется предоставление документов и информации, размещённых в ЕИС
- Обжалование действий (бездействия) субъектов контроля участником закупки, с которым заключается контракт, не позднее даты заключения контракта
- Срок начала работы ГИС «Независимый регистратор» перенесен на 01.01.2020

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ
применяется c 12.05.2019 Обжалование
- При осуществлении закупок юр. лицами в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, в отношении такого юр. лица при осуществлении им этих закупок применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля; - Если отраслевым законодательством предусмотрено проведение конкурентных способов соответствии с Законом № 44-ФЗ, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 Закона № 44-ФЗ не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; - идентификационный код закупки указывается с использованием ЕИС (ч.1 ст.23); - Исключено положение о том, что наименование объекта закупки указывается в соответствии с КТРУ;

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ
применяется c 01.07.2019 Общие положения
- Возможность осуществлять закупку по цене за единицу товара, работы, услуги, в случае невозможности определить объем; - В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт; - Срок возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае проведения закупки среди СМП - срок не должен превышать 15 дней; - В контракт должно включаться условие о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта, в случае отзыва у банка, лицензии (не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение) (ч. 30 ст. 34); 28
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ
применяется c 01.07.2019 Общие положения
- увеличение размера НМЦ, при котором допускается проведение «короткого» электронного аукциона до 300 млн. руб., а при проведении закупки строительных работ - до 2 млрд. руб.; - сокращение сроков рассмотрения заявок с 7 дней до 3 рабочих дней; - допуск к участию в аукционах по строительству (реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства) только при подтверждении участником наличия необходимого опыта выполнения аналогичных контрактов с автоматической проверкой квалификации участника на площадке; - сокращение срока между окончанием рассмотрения заявок и проведением аукциона: на следующий день после рассмотрения первых частей заявок, а при закупках строительных работ через 4 часа после окончания подачи заявок; - указание в заявке исключительно «согласия» на выполнение строительных работ при наличии проектной документации без дополнительного описания материалов в заявке;

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ
применяется c 01.07.2019
Электронный аукцион
- увеличение цены контракта с ед. поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ до 300 тыс. руб.; - если запрос предложений не состоялся по причине отсутствия заявок, или все заявки были отклонены (ч. 19, 27 ст. 83.1), то заказчик вправе согласовать с контрольным органом заключение контракта с ед поставщиком (п. 25 ч.1 ст.93); - увеличение с 200 тыс. руб. до 1 млн. руб. суммы контракта у ед. поставщика на поставку лекарств по решению врачебной комиссии (п.28 ч.1 ст.93); - при расторжении контракта с победителем по решению суда или по соглашению сторон заказчик наделяется правом заключения контракта с участником, занявшим второе место, без проведения новой закупки, при одностороннем расторжении контракта – только после включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков;

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ применяется c 01.07.2019 Оптимизация закупок
- изменение стоимости контракта по строительным работам не более чем на 10% при увеличении объема работ либо при осуществлении новых работ; - возможность изменения объемов работ по контрактам на выполнение строительных работ и реставрации культурных объектов до 30 % от первоначальной цены контракта и возможность однократного продления срока исполнения контракта, в том числе если срок нарушен по вине подрядчика (при условии уплаты подрядчиком пени за весь срок продления). Применяется по решению органа власти при условии, что цена контракта соответствует значению, установленному Правительством РФ; - допускается однократное изменение срока исполнения контракта строительного подряда на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п.9 ч.1 ст.95); - допускается менять существенные условия контракта, заключенного с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ; 31
Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ
применяется c 01.07.2019
Изменение контракта
- Уточнены положения ч. 3 ст. 37 (какие контракты могут быть представлены в целях подтверждения добросовестности); - Выплата аванса при снижении цены контракта более чем на 25% не допускается; - расчет обеспечения контракта для малого бизнеса на спец. торгах в зависимости от фактической цены контракта, предлагаемой участником, а не от начальной (максимальной) цены; - СМП, с которым заключается контракт на спец. торгах освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ
применяется c 01.07.2019 Общие положения
 

Наверх